8 (831) 433-38-99
Просмотров: 1 017
04.07.2014

Уникальным назван проект НРО АЮР «Общественная аттестация юридических вузов и факультетов Нижнего Новгорода». Журналисты и социологи высказали пожелание расширить социологическое исследование в будущем, обратив внимание также на состояние и потребности регионального рынка юридических услуг. Не пришли к согласию вузы в вопросе необходимости изучения иностранного языка на высоком уровне. А молодых специалистов поделили на «романтиков» и «практиков.

Напомним, в преддверии  старта приемной кампании в российские вузы комиссия НРО АЮР по оценке качества юридического образования в Нижнем Новгороде завершила работу  по обработке анкет и составлению рейтинга вузов, осуществляющих подготовку студентов по юридическим специальностям.  Оценку выпускникам 2011-2013 учебных лет давали работодатели крупнейших нижегородских  организаций и ведомств.

3 июля Нижегородское региональное отделение Ассоциации юристов России традиционно обнародовало результаты исследования  в ходе круглого стола в рамках Правового клуба ИД «Биржа».

В презентации и обсуждении приняли участие председатель и члены комиссии НРО АЮР по оценке качества юридического образования социологи, представители учебных заведений и работодателей —  руководители государственных и саморегулируемых профессиональных организаций и юридических компаний.

Все члены комиссии признали высокий уровень проведенного центром НИСОЦ исследования.
Виктор Цыганов, декан юридического факультета ННГУ им. Лобачевского, председатель комиссии,  подробно рассказав об итогах аттестации, обратил внимание на многие новые аспекты, которые были выявлены социологами при оценке качества подготовки студентов в вузах. В частности — подробное исследование мотивации выбора вуза и места работы,  насколько легко молодые специалисты адаптируются в трудовом коллективе и хотят ли они повышать квалификацию, насколько компетентны вчерашние студенты в своей профессии и достаточно ли высок их культурный уровень, достойны ли личностные качества.
По словам  члена Совета НРО АЮР, управляющего партнера ЮФ Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олега Тимофеева, «миссия рейтинга – не просто ранжировать вузы, а показать абитуриентам и их родителям, куда следует идти учиться. А миссия работодателя – идти в вузы, учить и одновременно развеивать мифы» —  о легком хлебе и заоблачных зарплатах юристов.

Условно на «романтиков» и «практиков» разделили тех, кто выбирает работу, соответственно, в госорганах и в юридическом консалтинге.
Говоря об уровне мотивации молодежи, помощник судьи Максим Дубинин заметил: «Приятно видеть выпускников, работающих в судах за идею», имея в виду крайне низкий размер оплаты труда молодого специалиста в суде в размере 8 000 рублей. От имени профессионального сообщества молодой представитель областного суда высказал пожелание к вузам быть ближе к практической работе, сказав, что нижегородские суды готовы брать на практику студентов во время учебы, давая им настоящую нагрузку и доверяя серьезную работу, чтобы уже со  студенческой скамьи молодые люди привыкали к реалиям профессии.
Поддержал молодого коллегу и ректор НФ Российской академии правосудия Виктор Зимин, назвавший самыми мотивированными  и ориентированными на профессию именно своих студентов, идущих целенаправленно в вуз, выпускающий кадры для судебной системы, и работающих за зарплату подобного уровня.
В свою очередь, от имени преподавателей к работодателям обратился декан юридического факультета ВГАВТ Сергей Крепак с предложением теснее взаимодействовать с вузами, помогать им видеть вектор дальнейшего развития, направление подготовки, чтобы вузы могли оперативнее реагировать  на запросы рынка труда.

 

Запросы рынка, как выяснилось, различны настолько, что мнения представителей вузов и работодателей по различным значительно разделились  — например, о том, является ли необходимой такая компетенция выпускника вуза, как владение иностранным языком.

Так, в числе наиболее важных компетенций работодатели — эксперты опроса, проведенного социологами, называют три: принятие решений и совершение юридических действий в точном соответствии с законом; юридически правильная квалификация фактов и обстоятельств; подготовка юридических документов.

Наиболее высок дефицит, пор мнению работодателей, таких компетенций, как квалифицированное толкование и применение нормативных правовых актов и юридически правильная квалификация фактов и обстоятельств. Более трети экспертов высказали неудовлетворенность тем, что теоретическое обучение не соответствует практическим задачам, которые приходится решать на работе. Приблизительно треть экспертов говорят о неумении молодежи юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, отмечает, что уровень полученного профессионального образования работника недостаточен, есть потребность в его повышении, получении дополнительного профессионального образования. Примерно столько же говорят о неумении эффективно планировать деятельность. Четверть экспертов говорят о нехватке теоретических знаний. Значительно реже руководители имеют претензии к личностным и социально-психологическим проблемам молодых специалистов – неуверенности в себе, безответственности, недисциплинированности, невнимательности, сложности с коммуникациями.
Вопрос о необходимости владения иностранным языком стал спорным для работодателей различных сфер деятельности.  По данным, приведенным вице-президентом Нижегородской палаты адвокатов  Татьяной Рябковой, эта компетенция не становится краеугольной при отборе кандидатов на должности в адвокатуре, когда уже на стадии компьютерного тестирования и устного экзамена отсеивается до 30 процентов претендентов. И тем не менее требования к владению иностранными языками, по  мнению представителя адвокатского сообщества, должны быть высокими: «За помощью к адвокатам приходят компании и бизнесмены, ведущие совместный бизнес с иностранными партнерами. И часто приходится прибегать к помощи переводчика, потому что очень немногие адвокаты владеют иностранным языком свободно в профессиональной сфере».

Спорным оказался вопрос и о юристах для ВТО: а есть ли такие юристы и существует ли потребность в России на представительство юристов во всех сферах общественной жизни? Если речь идет о «потребительском экстремизме (пролил кофе на брюки – в суд) – не дай бог нам столько адвокатов!»  — считает корпоративный юрист Олег Тимофеев, который также уверен: юристов для ВТО не бывает- есть юристы, обладающие необходимыми знаниями и опытом работы на внешнем рынке. Сергей Мурзаков также сомневается в востребованности юристов на руководящих постах: «Нам нужны не вожди, нам нужны индейцы – рабочие люди от юридической профессии» — уверен замдекана факультета права НИУ ВШЭ — НН.

Профессор ВШЭ также подвел резюме обсуждению итогов социологического опроса и рейтинга вузов. «Нам интересно, не какое место мы заняли, а в чем мы оказались хуже. Это нужно нам для того, чтоб подтянуть, где слабее, и выйти на новый уровень подготовки кадров. И в этом плане НРО АЮР, проводя работу по общественной аттестации вузов, сплачивает нас и помогает вместе идти к одной цели повышения качества образования»,  — выразил общую  точку зрения профессор Мурзаков.

 

Репортаж ННТВ

 

Краткие итоги исследования и рейтинги-2014

 

Вузы

Рейтинг компетенций

Интегральный рейтинг

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

3

1

Нижегородская академия МВД

1

2

Российская академия правосудия РАП (Приволжский филиал)

2

3

НИУ ВШЭ (Нижегородский филиал)

4

4

Нижегородская правовая академия НПА

3

5

ВГАВТ

5

6

 

Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.
Юстиниан