8 (831) 433-38-99
Просмотров: 125
29.06.2016

Расхожим мнением стали разговоры о перенасыщении рынка выпускников юридических факультетов, поэтому важной оказывается адекватная оценка качества уровня подготовки специалистов и их соответствия запросам рынка труда. С этой целью весной 2016 года нижегородское отделение «Ассоциации юристов России» при содействии Научно-исследовательского социологического центра провело общественную аттестацию юридических вузов и факультетов. Результаты очередного исследования были озвучены на площадке Нижегородского государственного университета, где 6 июня состоялось заседание ассоциации.

Опрос был проведен группой социологов из шести вузов Нижнего Новгорода, осуществляющих на данный момент подготовку юристов: Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, Нижегородской академии МВД РФ, НИУ «Высшая школа экономики», Российского государственного университета правосудия, Волжского государственного университета водного транспорта, Нижегородского института управления при РАНХиГС. При помощи интервью были опрошены 126 непосредственных руководителей 32 государственных и коммерческих организаций, в которых трудоустроены молодые специалисты, получившие юридическое образование в 2013–2016 гг. При этом необходимо отметить, что исследователям не удалось охватить учреждения нотариата, а к учреждениям адвокатуры они смогли лишь слегка прикоснуться. Среди вузов хорошо представлены Академия МВД (оценка 71 выпускника), ННГУ (оценка 45 выпускников), Приволжский филиал Государственного университета правосудия (32 оценки) и Нижегородская правовая академия (29 оценок).

Основной задачей исследования являлось выяснить удовлетворенность работодателей качеством обучения юристов, их мнения относительно соответствия вузовской подготовки реальной профессиональной деятельности, а также составить рейтинг юридических вузов и факультетов.

Говоря о необходимых профессиональных навыках молодых специалистов, эксперты прежде всего обращают внимание на необходимость наличия у выпускников общекультурных и правоприменительных компетенций. Оценивались эти компетенции по трехбалльной шкале: 1 – плохо, 2 – удовлетворительно и 3 – хорошо.

Исследования показали, что практически все выпускники юридических вузов лучше всего владеют двумя общекультурными компетенциями – компьютером и информационными технологиями, а также обладают способностью логически верно, аргументированно выстраивать свою устную и письменную речь (см. таблицу). Сомнения вызывает только то обстоятельство, что не профессиональные, а общекультурные качества оказываются на первом месте. Некоторое отличие в эту иерархию вносят выпускники Академии МВД, которые эти две компетенции отодвигают на второе место, а на первом у них оказываются правоприменительные компетенции.

В целом по вузам выше всего из правоприменительных компетенций были оценены навыки обеспечения соблюдения законодательства субъектами права (2,6), принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом (2,58). Одинаковы баллы по реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности и юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств (по 2,52). Наихудшая оценка выставлена навыкам подготовки юридических документов (2,47). А среди общекультурных ценностей низким баллом отмечен уровень владения иностранным языком, которое, впрочем, рассматривается как излишнее.

Эксперты достаточно высоко оценивают правоохранительные компетенции молодых специалистов и выше всего – навыки выполнения должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства. Заметно ниже оценена способность отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (2,5), еще ниже – выявление и пресечение правонарушений (2,47), а также выявление и оценка коррупционного поведения, содействие его пресечению (2,44). Самую низкую оценку получили навыки предупреждения правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению (2,41).

Организационно-управленческие и особенно экспертно-консультационные компетенции развиты у выпускников юридических вузов, в основном, на удовлетворительном уровне. Особенно слабы навыки участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов (2,15). При этом, по мнению 40% экспертов, эти компетенции востребованы в работе молодых специалистов.

Определенную роль в оценке качества юридического образования играет географический фактор. Среди вузов, осуществляющих качественную подготовку юристов, и среди предпочтительных работодателю выпускников названы учебные заведения и за пределами Нижнего Новгорода. Но эти вузы эксперты упоминают очень редко и не потому, что они характеризуются слабой подготовкой специалистов, а лишь в связи с тем, что они не являются реальными акторами подготовки специалистов на нижегородском региональном рынке труда.

Реально в рейтинге качества подготовки специалистов юридического профиля присутствует восемь вузов, хотя на нижегородском рынке труда спрос на молодых юристов во многом удовлетворяют образовательные программы Нижегородского госуниверситета и Нижегородской академии МВД РФ, которые являются безусловными лидерами в экспертных рейтингах по вузам, осуществляющим наиболее качественную подготовку юристов, и по предпочтительным для работодателей выпускникам. Они практически не конкурируют между собой, так как обслуживают разные сегменты рынка юридических услуг. Выпускники Нижегородской академии МВД РФ преимущественно заняты в полиции и следственных органах, тогда как ННГУ им. Н. И. Лобачевского обслуживает запросы учреждений органов юстиции (прокуратуры, адвокатуры, суда), а также коммерческой сферы. В интегральном рейтинге эти вузы жестко конкурируют между собой, занимая по большинству позиций либо первое, либо второе место. Так, ННГУ им. Н. И. Лобачевского имеет первое место в рейтинге лучших вузов и первое место по выпускникам, которых бы эксперты предпочли принять на работу, тогда как Нижегородская академия МВД РФ имеет преимущество в оценках качества подготовки выпускников и в оценках обладания выпускников профессиональными компетенциями.

Разрыв между этими двумя лидерами и остальными вузами очень существенный, и конкуренция между ними происходит за третье и ниже места в рейтинге. Третью строчку занимает Приволжский филиал РГУП, четвертую – Нижегородская правовая академия, пятое место у юридического факультета Нижегородского филиала НИУ ВШЭ. Эти три вуза по позициям в рейтинге, но, прежде всего, по насыщенности оценок можно условно отнести к вузам второго ряда. Тогда как ВГУВТ, РАНХиГС, а также ННГАСУ – уже к вузам третьего ряда.

Исследование, проведенное социологами, показывает в целом достаточно высокий уровень юридического образования в вузах Нижегородской области. По сравнению с предыдущим исследованием, которое проводилось в 2014 году, некоторые из них улучшили свои результаты. Так, если два года назад безусловным лидером был ННГУ, сегодня разрыв между ННГУ и НА МВД стал менее выразительным. Прибавилось количество оценок и у других вузов. Важным остается то, что, несмотря на разные оценки, выставленные социологами, нижегородские вузы обеспечивают высокие конкурентные позиции своих выпускников и полностью закрывают потребность региона в юридических кадрах.

По материалам нижегородского регионального отделения

«Ассоциации юристов России»

Компетенции ННГУ НА МВД НПА РАП ВГУВТ НИУ ВШЭ РАНХ и ГС
Аналитическое мышление 2,13 2,58 1,64 1,78 1,08 0,87 0,71
Логически верное, аргументированное построение устной и письменной речи 2,15 2,57 1,67 1,72 1,04 0,73 0,71
Кооперация с коллегами, работа в коллективе 2,30 2,86 1,82 1,95 1,15 0,82 0,71
Саморазвитие, повышение  квалификации

и мастерства

1,97 2,57 1,67 1,68 1,04 0,73 0,65
Работа с информацией 2,13 2,69 1,78 1,74 1,11 0,78 0,71
Работа с компьютером, информационными технологиями 2,16 2,92 1,78 1,89 1,08 0,82 0,71
Профессиональное общение на иностранном языке 1,45 2,00 1,16 1,00 0,79 0,51 0,47
Квалифицированное толкование и применение нормативных правовых актов 2,00 2,62 1,65 1,56 1,00 0,73 0,65
Обеспечение соблюдения законодательства субъектами права 2,04 2,68 1,70 1,72 0,97 0,81 0,65
Принятие решений и совершение юридических действий в точном соответствии с законом 2,00 2,70 1,65 1,66 1,04 0,68 0,71
Реализация норм материального

и процессуального права в профессиональной деятельности

2,09 2,50 1,64 1,68 0,93 0,73 0,65
Юридически правильная квалификация фактов

и обстоятельств

2,01 2,64 1,59 1,64 0,91 0,68 0,71
Подготовка юридических документов 1,97 2,43 1,71 1,62 1,04 0,68 0,65
Выполнение должностных обязанностей

по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства

2,05 2,73 1,74 1,70 1,07 0,81 0,71
Выявление и пресечение правонарушений 1,86 2,56 1,56 1,57 0,96 0,80 0,59
Предупреждение правонарушений, выявление

и устранение причин и условий, способствующих их совершению

1,77 2,56 1,55 1,51 0,96 0,73 0,59
Выявление и оценка коррупционного поведения, содействие его пресечению 1,87 2,66 1,54 1,61 0,79 0,58 0,65
Отражение результатов профессиональной деятельности в юридической и иной документации 1,94 2,53 1,65 1,63 1,04 0,76 0,71
Участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов 1,69 2,21 1,39 1,29 1,01 0,70 0,53
Квалифицированные юридические заключения

и консультации

1,93 2,26 1,54 1,42 0,96 0,63 0,65
Принятие оптимальных управленческих решений 1,75 2,33 1,51 1,45 0,83 0,51 0,59
Анализ и реализация управленческих инноваций

в профессиональной деятельности

1,63 2,40 1,46 1,45 0,88 0,51 0,65
Средний балл 1,95 2,54 1,61 1,60 0,98 0,71 0,65
Рейтинг 2 1 3 4 5 6 7

Оценки уровня компетенций выпускников вузов, в баллах

 

Виктор Цыганов,

декан юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

По результатам исследования у меня сложился двойственный вывод, связанный с тем, что мы имеем очень разные уровни образования. С одной стороны, только в Нижнем Новгороде у нас порядка 17 вузов и филиалов, которые готовят юристов. Однако по результатам опросов работодателей о качестве подготовки выпускников, их уровне образования, в прямых оценках работы тех или иных вузов мы видим только семь.

Перечень вузов, которые дают качественное образование, примерно один и тот же за все время проведения опросов. Это вузы, которые много вкладывают в образовательный процесс, о чем свидетельствует высокий уровень подготовки студентов и призовые места, которые они занимают на всероссийской олимпиаде по юридическим дисциплинам. С удовлетворением могу сказать, что Нижегородский государственный университет в интегральных рейтингах ни разу не опускался на второе место.

Необходимо обратить внимание на то, что с десяток из семнадцати нижегородских вузов просто не видны, а стало быть, о качестве образования в этих учреждениях говорить не приходится. Можно предположить, что люди там, в основном, получают диплом, который на практике не используют. Работодатель говорит, что специалисты таких вузов у него не значатся, их просто нет. Это наводит на мысль, что человек после окончания обучения устраивается в какую-то другую сферу, юридическое сообщество его не принимает.

В последние годы много говорится о вовлечении молодежи в естественнонаучное и техническое образование. Впрочем, это ни в коей мере не означает, что юридическое образование надо отправить куда-то на задворки. Да, существует перепроизводство кадров, но оно обусловлено в целом огромным количеством вузов – коммерческих, различных филиалов государственных, которые просто не обеспечивают должного уровня образования. И если убрать этот сегмент с рынка или заставить его работать по жестким правилам, то оставшиеся вузы и те, которые могут проявить себя в требованиях, предъявляемых Министерством образования и науки РФ, будут давать нужное для общества и экономики количество юридических кадров достаточно высокого качества.

По материалам Нижегородского научно-информационного центра.

Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.
Юстиниан