8 (831) 433-38-99

Ежегодный рейтинг нижегородских вузов, осуществляющих подготовку юристов, составили в Ассоциации юристов России

В марте — апреле 2015 г. Независимым рейтинговым агентством «А ПЛЮС» по заказу Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» было проведено социологическое исследование «Общественная аттестация юридических вузов и факультетов». Целью исследования являлась оценка качества знаний, навыков и уровня подготовки выпускников юридических вузов и факультетов Нижегородской области.

В рамках исследования были опрошены 222 работодателя, которые оценили 361 молодого специалиста в сфере юриспруденции. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты и оценить как профессиональные качества и недостатки своих молодых подчиненных, так и в целом качество обучения юристов в различных вузах.

Оценка профессиональных компетенций молодых специалистов проводилась по трехбалльной шкале. Наиболее высокую оценку получили две группы компетенций – «общекультурные» (средний балл 2,5) и «нормотворческие и правоприменительные» (2,43). В общекультурных компетенциях большинство экспертов признали особенно высоким уровень развития у молодых специалистов способности работать в коллективе, умения работать с компьютером и с информацией. В группе «нормотворческие и правоприменительные компетенции» самую высокую оценку получило умение грамотно готовить юридические документы. Достаточно высоко также оценили руководители и навык принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законом.

Руководителям предлагалось также оценить, какие недостатки, на их взгляд, характерны для молодых специалистов в области права. Для удобства оценки недостатков был высчитан так называемый «индекс одобрения», который представляет собой разницу между оценкой недостатка «нехарактерно для молодого специалиста» и оценкой «характерно для молодого специалиста». Оказалось, что самый низкий «индекс одобрения» (-36,7) получили практические навыки выпускников. Две трети экспертов (66,8%) ответили, что в вузах недостаточно практических занятий и мало уделяется внимания отработке практических навыков.

О необходимости дополнительно обучать выпускников под конкретную задачу организации заявили более половины руководителей (53,3%), и это тоже не стало открытием, практики часто сетуют на оторванность от жизни теоретиков, а те в свою очередь обвиняют практиков в бессистемности.

И еще один недостаток выпускников сформировал негативный «индекс одобрения» (-6,9) — это несоответствие теоретического обучения практическим задачам, которые приходится решать на работе. Почти половина экспертов (49,6%) ответили, что теоретические знания выпускника зачастую бывают бесполезны или недостаточны на конкретном рабочем месте.

Из проблемных вопросов стоит отметить такой недостаток, как неумение принимать самостоятельные решения. Мнения руководителей разделились практически поровну, и 48,6% экспертов сказали, что такой недостаток у их молодых специалистов присутствует, а 45,6% ответили, что для выпускников, работающих у них, характерна самостоятельность в принятии решений. Так же разделились мнения руководителей и по вопросу слабого знания выпускниками делопроизводства. В целом, несмотря на заявленные экспертами проблемы в практической подготовке выпускников, в знании делопроизводства и в составлении документов, руководители достаточно лояльно относятся к недостаткам в профессиональной деятельности молодых специалистов, признавая, что большинство проблем легко могут быть скорректированы в процессе работы.

Далее экспертам было предложено назвать нижегородские вузы, которые, по их мнению, готовят лучших специалистов в области права. Здесь максимально высокие оценки за подготовку молодых специалистов поставили руководители выпускников ННГУ им. Н.И. Лобачевского (95%), НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде (93%) и Нижегородской академии МВД (56%). Они с высокой долей вероятностью выбирали в качестве лучших вузы, подготовившие им специалистов.

Руководителей просили также ответить на вопрос о том, выпускников каких вузов они охотнее всего взяли бы на работу. Более половины руководителей молодых специалистов из ННГУ им. Н.И. Лобачевского (52%) хотели бы приоритетно принимать на работу выпускников именно из этого вуза. Эксперты, под чьим началом работают молодые специалисты из Нижегородской академии МВД России, принимают на службу почти исключительно выпускников Нижегородской академии МВД России, так ответили 47% руководителей. В целом же лидером данного рейтинга стал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, выпускников которого предпочитает подавляющее большинство экспертов. На второе место выходит НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, третье место – за ПФ «Российский государственный университет правосудия».

Экспертам было предложено оценить пять параметров обучения в вузе по 5-балльной системе, оценивалось качество теоретической, практической подготовки, материально-техническая база, профессионализм преподавателей, а также соответствие обучения будущей профессии. Здесь самый высокий балл набрал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, на втором месте данного рейтинга Нижегородская академия МВД России, также получившая достаточно высокий балл, как за теоретическую подготовку выпускников, так и за практику.

Интегральный рейтинг вузов был составлен из промежуточных рейтингов по прямым экспертным оценкам вузов, оценкам профессиональных качеств и недостатков выпускников. В результате лидером интегрального рейтинга стал ННГУ им. Н.И. Лобачевского, второе место – за НИУ Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде, на третьем месте ЧОУ ВО «Нижегородская правовая академия», на четвертом – Нижегородская академия МВД России, пятое место разделили ПФ «Российский государственный университет правосудия» и НИУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы», замыкает список лучших нижегородских вузов по подготовке юристов ФБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта».

Интегральный рейтинг вузов

ННГУ им. Н.И. Лобачевского ЧОУ ВО «НПА» ПФ «РГУП» Нижегородская академия МВД России НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде НИУ «РАНХиГС» ВГУВТ
Рейтинг владения выпускниками разных вузов профессиональными компетенциями 4 5 5 6 2 3 1
Рейтинг экспертной оценки недостатков выпускников 4 2 7 1 3 5 6
Рейтинг вузов по прямым оценкам качества подготовки юристов 1 2 4 5 4 3 5
Рейтинг вузов по предпочтениям работодателей при приеме на работу выпускников 1 5 3 4 2 7 6
Рейтинг вузов по прямым оценкам содержания подготовки специалистов 1 3 4 2 4 5 6
Интегральный рейтинг

1

3 5 4 2 5 6

Рейтинг юридических вузов и факультетов в 2015 году

 

Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.
Юстиниан