УТВЕРЖДЕНОСоветом НРО Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Протокол № 3 от «25» июля 2012 года ПОЛОЖЕНИЕ |
1.1. Настоящее положение разработано во исполнение положений Конституции РФ, Федерального закона РФ «О бесплатной юридической помощи».
1.2. Бесплатная юридическая помощь (далее – БЮП) оказывается гражданам бесплатно в виде правового просвещения, правового информирования и правового консультирования (первичная помощь, — бесплатные юридические консультации), при необходимости, оказание помощи в составлении правовых документов, жалоб, заявлений и проч.
1.3. Бесплатные юридические консультации проводятся в рамках выездных консультаций по районным центрам Нижегородской области не реже 1 раза в месяц, а также в рамках Всероссийского дня бесплатной юридической помощи на базе общественной приемной при Президенте РФ площадок партнерских организаций и юридических студенческих сообществ не реже 1 раза в квартал.
1.4. В оказании бесплатной юридической помощи участвуют:
— члены НРО АЮР,
— сотрудники министерств, ведомств, учреждений, прочих государственных и муниципальных органов, согласно соглашениям НРО АЮР о сотрудничестве,
— адвокаты и частнопрактикующие юристы по заявкам НРО АЮР,
— преподаватели высших учебных заведений юридического профиля по заявкам НРО АЮР,
— студенты высших учебных заведений юридического профиля по заявкам НРО АЮР, участники волонтерского движения,
— сотрудники аппарата НРО АЮР.
1.5. В процессе консультирования граждан, вышеуказанные лица:
1.5.1. Распространяют общие знания о правовой системе государства, законодательстве Российской Федерации и его применении;
1.5.2. Дают гражданам устные и письменные консультации по правовым вопросам, в том числе разъяснения порядка обращения за защитой прав, свобод
и охраняемых законом интересов;
1.5.3. Содействуют гражданам в подготовке заявлений, жалоб, ходатайств и иных документов правового характера. Оказывают непосредственную помощь в составлении документов правового характера.
1.6. При осуществлении БЮП вышеуказанные лица вправе отказать в предоставлении консультации по вопросам:
1.6.1. Связанным с осуществлением предпринимательской деятельности;
1.6.2. Возникшим в связи с умышленным участием обратившегося за помощью лица в незаконной деятельности, в сделках, противных основам правопорядка
и нравственности, и иных заведомо ничтожных сделках, а также в связи
со злоупотреблением указанным лицом своими правами;
1.6.3. Получившим ранее разрешение вступившим в законную силу решением суда;
1.6.4. Связанным с уголовным судопроизводством;
1.6.5. Связанным с представительством граждан в гражданском судопроизводстве (кроме дел, по которым прокурор в соответствии с федеральным законом вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов соответствующего гражданина);
1.6.6. Связанным с представительством граждан в исполнительном производстве по гражданским делам;
1.6.7. Связанным с представительством граждан в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
1.6.8. Не имеющие правового характера и решение которых, заведомо не сможет оказать существенного влияния на имущественное положение гражданина
и содействовать реализации и защите его прав, свобод и законных интересов.
1.7. Лицо, оказывающее правовую помощь в виде правового консультирования
не вправе:
1.7.1. Оказывать правовое консультирование, если в отношении вопроса,
с которым гражданин обратился, имеются свои интересы, отличные
от интересов гражданина;
1.7.2. Разглашать сведения, сообщенные ему гражданином в связи с оказанием правовой помощи, без согласия этого гражданина.
2. Оказание бесплатной юридической помощи
2.1. Бесплатная юридическая помощь в виде правового просвещения и правового информирования оказывается каждому обратившемуся и нуждающемуся в такой помощи.
2.2. Необходимая первичная бесплатная юридическая помощь в виде правового консультирования, по вопросам (кроме указанных в п.1.6), оказывается:
2.2.1. Малоимущим гражданам;
2.2.2. Гражданам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации;
2.2.3. Социально незащищенным категориям граждан;
2.2.4. Вне зависимости от уровня дохода граждан, необходимая первичная правовая помощь (кроме указанных в п.1.6), в виде правового консультирования оказывается:
а) инвалидам I и II групп;
б) ветеранам Великой Отечественной войны;
в) многодетным семьям;
г) не работающим пенсионерам, получающим пенсию, проживающим
в учреждениях стационарного обслуживания по старости;
д) инвалидам, проживающим в государственных учреждениях стационарного обслуживания;
е) несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ж) выпускникам детских домов, домов-интернатов (детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей), в возрасте до 20 лет;
з) истцам и ответчикам по делам о взыскании алиментов, возмещение вреда, причиненного смертью кормильца или повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
и) гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий.
к) гражданам по вопросам незаконных увольнений, отказе в приеме на работу.
3. Правовое просвещение.
3.1. Распространение и пропаганда среди населения основ правовых знаний, сведений о характере и пределах прав, свобод и обязанностей граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации, способах их осуществления и защиты,
о компетенции и порядке деятельности государственных органов, к полномочиям которых относятся оказание государственных услуг населению, от НРО АЮР предполагает:
3.1.1. Издание юридической литературы, излагающей в доступной для граждан форме основы правовых знаний, характер и пределы основных прав, свобод
и обязанностей граждан, основные способы их осуществления и защиты;
3.1.2. Размещение подобной информации в электронных и печатных СМИ, в том числе на специализированных порталах в сети «Интернет»;
3.1.3. Бесплатные лекции для коллективов организаций и общественности;
3.1.4. Распространение, в том числе в эфирном и кабельном вещании, информационных продуктов, пропагандирующих правовую грамотность, законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и обязанностей, нетерпимость к нарушению закона, прав, свобод и законных интересов окружающих, правовому нигилизму.
4. Правовое информирование.
4.1.Правовое информирование граждан при оказании БЮП осуществляется посредством предоставления конкретному гражданину, обратившемуся за бесплатной правовой помощью, общей информации:
4.1.1. О законодательстве Российской Федерации и его применении;
4.1.2.О характере и пределах прав, свобод и обязанностей граждан, предусмотренных законодательством Российской Федерации и способах
их осуществления и защиты;
4.1.3. О компетенции и порядке деятельности органов государственной власти
и местного самоуправления, правоохранительных и судебных органов.
4.1.4. Иной информации правового характера.
4.2. Правовое информирование граждан осуществляется в устной и письменной форме.
4.3. В письменной форме гражданам предоставляется следующая правовая информация:
4.3.1. Извлечения из Конституции Российской Федерации и Кодексов Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, Законов субъектов Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, иных нормативных актов по вопросу обращения;
4.3.2. Краткая информация о местонахождении, телефонах и графике приема граждан в органах государственной власти и местного самоуправления,
в правоохранительных и судебных органах, адвокатами, нотариусами, патентными поверенными, правозащитными организациями и проч.
4.3.3. Краткая информация о лицах, осуществляющих прием, месте и времени приема граждан в общественных приемных государственных органов и общественных объединений, в пунктах правовой помощи адвокатских образований, юридических клиниках и проч.
5. Правовое консультирование.
5.1.Правовое консультирование граждан осуществляется посредством оказания конкретному гражданину, обратившемуся за бесплатной правовой помощью, правовой консультации по вопросам:
5.1.1. Осуществления его прав, свобод и обязанностей;
5.1.2. Защиты его нарушенных прав, свобод и законных интересов в конкретных ситуациях;
5.1.3. Компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов;
5.1.4. Компетенции органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
5.1.5. Составления документов правового характера.
5.2. Правовое консультирование граждан осуществляется в устной и письменной формах (без совершения юридически значимых действий и осуществления представительства граждан).
5.3. В письменной форме гражданам предоставляется следующие консультации:
5.3.1. Консультации, справки и разъяснения по существу вопроса;
5.3.2. Правовые рекомендации по компетентности органа осуществляющего решение вопроса и порядку обращения в соответствующий орган;
5.3.3. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
6. Направление граждан (обращений граждан) по принадлежности.
6.1. По факту оказания необходимой первичной бесплатной юридической помощи в виде правового информирования или правового консультирования, или в случае невозможности оказания вышеуказанной правовой помощи, выдается сопроводительное письмо для направления гражданина (обращения гражданина) по принадлежности.
6.2. Граждане (обращения граждан) по принадлежности направляются:
6.2.1. В соответствующие органы местного самоуправления, органы власти субъектов Российской Федерации, органы федеральной власти, а также в государственные и негосударственные учреждения и организации;
6.2.2. В общественные приемные органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и иных общественных организаций;
6.2.3. В судебные и правоохранительные органы;
6.2.4. В региональную коллегию адвокатов, для определения адвоката по ведению дела.
7. Патронаж дел.
7.1. По факту каждого обращения за бесплатной юридической помощью составляется карточка личного приема, отражающая существо обращения, имеющиеся у заявителя документы, контактную информацию и прочее.
7.2. В том случае, если для решения вопроса обратившегося недостаточно первичной консультации (например, необходимо составление документа правового характера или направление к специалистам по принадлежности), ответственным сотрудником аппарата НРО АЮР осуществляется процедура патронажа дела.
7.2.3. Ответственным сотрудником аппарата НРО АЮР отслеживается процедура решения проблемы обратившегося за БЮП, а также выясняются все доступные способы для реализации гражданином своих прав и законных интересов.
7.2.4. Обязательным является информирование обратившегося гражданина о правовом решении проблемы, в случае, если, ответственным сотрудником аппарата НРО АЮР направлено самостоятельное обращение в компетентные государственные органы или органы местного самоуправления, учреждения, ведомства, прочие организации.