8 (831) 433-38-99
Просмотров: 513
29.11.2013

По сообщениям СМИ, замглавы Минфина России Сергей Шаталов сообщил о смещении сроков введения налога на недвижимость для физических лиц еще на один год. В качестве предельного срока для введения налога им был обозначен 2020 год. О причинах «отсрочки» и возможных последствиях нового налога беседуем с экспертом Нижегородского регионального отделения Ассоциации юристов России, руководителем налоговой практики ЮФ «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Михаилом Першиным.

— В чем состоит цель и суть предполагаемых изменений?

— Разговоры о необходимости введения налога на недвижимость, который  должен заменить собой два ныне действующих налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог — ведутся давно. Помимо снижения операционных расходов, связанных с устранением двойного администрирования при взимании этих налогов, сами поступления в местные бюджеты должны возрасти из-за привязки обоих объектов к кадастровой цене. В отличие от инвентаризационной стоимости эта стоимость должна стать  максимально приближенной к рыночной, а значит, в большинстве случаев увеличить доходы региональных бюджетов.

— Но, похоже, изначальным планам Правительства по введению этого налога с 1 января 2014 года на территории России не суждено сбыться?

— Похоже, да.  Прежде всего, остается незавершенной работа по кадастровому учету объектов недвижимости, а налог может быть введен только при условии утверждения кадастровой оценки объектов на уровне субъектов РФ. Первоначально Росреестр обещал закончить эту работу к концу 2012 года, хотя  в сентябре 2012 года недооцененными оставались 50 регионов из 83. По оценке специалистов, высказанной еще в прошлом году, формирование кадастра при самом оптимистичном прогнозе могло быть выполнено к началу 2015 года, а для создания полноценного кадастра в общей сложности потребуется не менее пяти лет.

— Оправдывается ли цель теми средствами, которые необходимо затратить на ее достижение — на завершение формирования кадастра и проведение оценки?

— Вот это и  интересно — соотнести экономический эффект от введения налога с потерями на пути к его принятию. Согласно выводам Счетной палаты, свыше 30% всех прав на недвижимое имущество остаются не синхронизированными с Единым государственным реестром правообладателей (ЕГРП), а в учете сохраняются многочисленные ошибки в сведениях об объектах капитального строительства.

В ситуации такой неразберихи крайними окажутся, как обычно, простые граждане?

—  Введение в такой ситуации налога, который должен затронуть самые широкие и во многом социально незащищенные слои населения, было бы безрассудством. При введении налога на недвижимость самым серьезным риском для граждан будет существенное увеличение налогового бремени по объектам, ранее учитываемым по инвентаризационной (заниженной) стоимости. Здесь нельзя не учитывать фактическую способность некоторых слоев населения к уплате таких налогов, которая должна отразиться в перечне льгот.

— Как эти изменения могут повлиять на рынок недвижимости?

— Изменение налогового бремени может повлиять на стратегию приобретения и использования объектов недвижимости на рынке: люди могут начать избавляться от недвижимости, которую не в состоянии содержать; могут измениться цены на сдаваемое в пользование жилье и иные объекты. Хотя обоснованным выглядит мнение ряда экспертов,  что при отсутствии иных надежных способов сохранения накоплений гражданами в России введение нового налога существенно не изменит приоритеты.

Плохая организация процесса формирования кадастра объектов недвижимости  в регионах уже сегодня имеет отрицательные последствия: имеют место факты искажения и потери информации и документов, подлежащих передаче из органов технической инвентаризации в кадастр. Это вызвано как сложностями самой технической процедуры, так и нестыковками форматов данных, откровенной халатностью сотрудников, допускающих потерю данных. В результате срываются сделки, у собственников возникают дополнительные организационные и финансовые потери.

— Какую роль сыграют региональные компоненты в предполагаемых новых ставках налога на недвижимость?

— Пока в правительстве нет единого понимания и относительно ставок будущего налога с учетом региональных особенностей. Слишком разнятся условия жизни людей по субъектам РФ. Планируемые же на сегодня ставки налога остаются ниже европейских стандартов налогообложения имущества.

— Пока изменения не произошли — как обстоят дела сегодня?

— Пока же Минфин России рекомендует налоговым органам пользоваться инвентаризационной стоимостью имущества для расчета налога на имущество физических лиц (см. Письмо Минфина РФ от 6 августа 2013 г. N 03-05-04-01/31566).  Инвентаризационная стоимость ввиду своей малости практически не порождает споров в вопросах налогообложения. Остается надеяться, что правительство и законодатели в дальнейшем не предпримут резких, непродуманных шагов в этом вопросе.

Пресс-служба НРО АЮР

Знать законы — значит воспринять не их слова, но их содержание и значение.
Юстиниан